Министерство социальной политики - Правительство Калининградской области

Проект обзора правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Министерством социальной политики Калининградской области, по итогам 2016 года

Настоящий обзор подготовлен в целях реализации основных мер профилактики нарушений требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и Порядком организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, утвержденным приказом Министерства социальной политики Калининградской области от 26.12.2016  № 745.  

К полномочиям Министерства относится осуществление государственного контроля по следующим направлениям:

- региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания;

- надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

 

 

Региональный государственный контроль в сфере социального обслуживания.

 

I. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора)

 

1. Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний Министерство руководствовалось следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 442-ФЗ);

Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Законом Калининградской области «О регулировании социального обслуживания граждан в Калининградской области»

постановлением Правительства Калининградской области «О министерстве социальной политики Калининградской области»

постановлением Правительства Калининградской области  «О порядке организации осуществления регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания граждан в Калининградской области»;

приказом Министерства от 20 января 2016 года № 15 «Об утверждении административного регламента Министерства социальной политики Калининградской области исполнения государственной функции по контролю (надзору) в сфере социального обслуживания» (далее - Административный регламент);

приказом Министерства от 31 декабря 2015 года № 742 «Об утверждении перечня должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок в рамках государственной функции по контролю за исполнением в сфере социального обслуживания, за исполнением органами местного самоуправления законодательства при осуществлении переданных отдельных полномочий в соответствии с законами Калининградской области, подписания актов о результатах проверки, предписаний об устранении выявленных нарушений».

Юридические лица и граждане в качестве экспертных организаций и экспертов к выполнению мероприятий по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания при проведении проверок  не привлекались.

Факты оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в их отношении мероприятий по государственному контролю (надзору) в отчетном периоде отсутствуют.

1) Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направление в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры (далее – ежегодный план проверок).

Подготовка Министерством ежегодного плана проверок проводилась в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 264-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Административного регламента Министерства.

Проект ежегодного плана проверок Министерства после его формирования, в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, письмом Министерства от 28.08.2015 № 8716/02, направлен в Прокуратуру Калининградской области для согласования. После согласования и утверждения ежегодный план проверок был доведен до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».

2) Использование оснований для проведения внеплановых проверок

В соответствии с пунктом 36 Административного регламента основанием для проведения внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения поставщиком социальных услуг ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

- поступление в Министерство обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, а также информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан; нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

- приказ (распоряжение) Министерства, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В связи с отсутствием оснований внеплановые проверки Министерством не проводились.

3) Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание.

Подготовка приказов Министерства о проведении плановой проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей осуществлялась на основании ежегодного плана проверок.

Должностные лица Министерства при подготовке приказов о проведении проверок использовали типовую форму приказа органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Приказ 141). Копия подписанного и зарегистрированного приказа направлялась субъекту государственного контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, факсимильной или электронной связью.

4) Выбор документарной или выездной проверки.

Выбор формы проверки (документарной или выездной) определяется индивидуально в отношении каждого субъекта контроля, исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки. Министерством было проведено 8 плановых выездных проверок, документарных проверок не проводилось.

5) Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки.

Установленные Административным регламентом сроки проведения проверок соблюдены, приостановление и продление сроков проверок Министерством не осуществлялось.

6) Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, соблюдены. Обращений по фактам нарушения законодательства должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, не поступало.

7) Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам.

По результатам проверки должностными лицами Министерства составлялся акт по форме, установленной Приказом 141.

Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручался руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под подпись об ознакомлении с актом проверки и получении копии акта. При проведении Министерством проверок случаев отказов в ознакомлении с актами проверки не зафиксировано.

В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица Министерства, ответственные за организацию работы Министерства по осуществлению регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока его исполнения.

2. Меры принятые по результатам осуществления государственного контроля (надзора).

Всего Министерством проведено 8 плановых выездных проверок по соблюдению законодательства в сфере социального обслуживания, по итогам которых выдано 8 предписаний об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с Административным регламентом Министерством был проведен анализ поступившей информации об устранении выявленных в ходе проверок нарушений обязательных требований и выполнении предписаний. По всем выданным предписаниям был установлен факт устранения нарушений в полном объеме.

3. Работа с заявлениями и обращениями граждан, организаций, должностных лиц государственных органов, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Заявлений и обращений граждан, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям в Министерство  не поступало.

4. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора).

Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели к административной ответственности при осуществлении государственного контроля (надзора) не привлекались, в связи с своевременным выполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований.

 

II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

1. Типичные нарушения обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Среди ключевых нарушений, выявленных в ходе проверок, необходимо выделить следующие:

1) уставные и организационно-распорядительные нормативные документы (локальные акты, включая должностные инструкции сотрудников) поставщиков социальных услуг не соответствуют требованиям Федерального закона № 442-ФЗ , а также иных нормативных правовых актов, принятых Министерством в целях реализации Федерального закона № 442-ФЗ;

2) не обеспечивается своевременной актуализации регистра получателей социальных услуг в нарушение Порядка формирования и ведения реестра поставщиков и регистра получателей социальных услуг, утвержденных приказом Министерства № 308 от 21.08.2014;

3) не ведется системная работа по внутреннему контролю качества предоставления социальных услуг в нарушение приказов Министерства об утверждении порядков предоставления социальных услуг;

4) отсутствует систематическое повышение квалификации социальных работников в нарушении требований Федерального закона № 442-ФЗ;

5) используется информация о получателях социальных услуг с нарушениями законодательства Российской Федерации о защите персональных данных и  в нарушении требований статьи 12 Федерального закона № 442-ФЗ.

6) срок действия договоров не соответствует срокам действия индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

7) существуют нарушения, связанные с обеспечением открытости и доступности информации о деятельности поставщиков социальных услуг и возможностях получения гражданами социальных услуг.

8) на официальных страницах поставщиков социальных услуг в сети «Интернет» не обеспечена техническая возможность, позволяющая потребителю социальных услуг выразить мнение о качестве оказываемых социальных услуг в нарушении требований статьи 13 Федерального закона № 442-ФЗ.

 

2. Организация профилактической работы в целях недопущения нарушений обязательных требований.

В целях недопущения, устранения выявленных нарушений обязательных требований законодательства о социальном обслуживании с поставщиками социальных услуг, предоставляющими социальные услуги, Министерством в отчетном периоде проводилась работа в формате следующих мероприятий:

1) совещания по темам:

- «Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания на территории Калининградской области. Итоги проверок поставщиков социальных услуг в первом полугодии 2016 года»;

- «Актуальные вопросы предоставления социального обслуживания»;

- «О реализации Федерального закона № 442-ФЗ.

2) методическое сопровождение деятельности поставщиков социальных услуг, предоставляющих социальные услуги;

3) работа по ведению регистра получателей социальных услуг в рамках исполнения требований Федерального закона № 442-ФЗ.

В целях устранения замечаний и нарушений (их недопущения), выявленных в ходе плановых выездных проверок в рамках осуществления регионального государственного контроля на территории региона поставщикам социальных услуг необходимо провести следующие мероприятия:

- осуществить детальный мониторинг содержания уставных и организационно-распорядительных нормативных документов (локальных актов), регламентирующих деятельность поставщиков социальных услуг на предмет исключения правовых норм, утративших силу, и приведения организационных документов в соответствие с требованиями законодательства о социальном обслуживании в случае наличия расхождений;

- проводить работу по систематической проверке личных дел граждан, находящихся на социальном обслуживании и получающих социальные услуги;

- поддерживать в актуальном состоянии сведений о деятельности поставщика социальных услуг, формах и видах услуг, условиях их получения и др. в соответствующих информационных системах (в том числе реестре поставщиков социальных услуг Калининградской области, на информационном портале в сети «Интернет» по адресу: bus.gov.ru, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет», информационных стендах в зданиях (помещениях) поставщика социальных услуг.

При проведении анализа правоприменительной практики Министерства при осуществлении регионального государственного контроля в сфере социального обслуживания с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний, были выявлены избыточные административные ограничения и обязанности субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующее возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.

Согласно статье 12 Федерального закона № 442-ФЗ поставщик социальных услуг обязан предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиям договоров, заключенных с получателями социальных услуг. Полагаем, что данное требование содержит положение, вводящее избыточные административные  ограничения и обязанности для поставщиков социальных услуг, способствующее возникновению необоснованных расходов. Поскольку индивидуальные программы в настоящее время составляются только для тех поставщиков социальных услуг, которые включены в реестр поставщиков с целью получения компенсаций за предоставленные услуги по индивидуальным программам. В связи с тем, что реестр поставщиков формируется на добровольной основе, соответственно это требование может распространяться только на государственные, муниципальные учреждения и иные организации, включенные в реестр поставщиков. Полагаем, что иные поставщики социальных услуг могут оказывать социальные услуги только на основании договора.

Согласно статье 27 Федерального закона № 442-ФЗ порядок предоставления социальных услуг, который включает стандарт социальной услуги, обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг. Полагаем, что нужно исключить стандарт из состава порядка предоставления услуг, сделать его самостоятельным документом, поскольку его обязательное соблюдение является препятствием при оказании услуг, на которые не разработаны стандарты. В статье 27 Федерального закона № 442-ФЗ необходимо предусмотреть, что порядок предоставления услуг устанавливается по формам социального обслуживания: социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, в стационарной форме, а стандарты по видам и подвидам социальных услуг. Стандарт должен быть обязательным для исполнения при оказании социальной услуги, которая указана в стандарте. Считаем необходимым предусмотреть возможность оказания поставщиками, не включеными в реестр поставщиков, тех услуг, которые не предусмотрены стандартами,  при этом поставщики социальных услуг должны руководствуются порядками оказания услуг.

Также, в Федеральном законе № 442-ФЗ необходимо указать, что требования статей 31, 32 распространяются только на государственные, муниципальные организации, которые включены в реестр поставщиков социальных услуг и оказывают социальные услуг на основании индивидуальных программ.

 

 

Региональный надзор и контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов.

 

I. Правоприменительная практика организации и проведения государственного надзора и контроля.

 

1. Организация и проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

При осуществлении государственного надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (далее – государственный контроль (надзор) Министерство руководствовалось следующими нормативными правовыми актами:

Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.04.2013 № 181н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов федеральный государственный стандарт государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов» (в ред. Приказов Минтруда России от 08.12.2014 N 988н, от 03.03.2016 N 85н, от 09.12.2016 N 724н);

Законом Калининградской области от 03.12.2014 № 364 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Калининградской области»;

приказом Министерства от 16.02.2015 № 58 «Об утверждении порядка исчисления квоты для принятия на работу инвалидов в Калининградской области»;

административным регламентом исполнения государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов (в редакции приказа Министерства социальной политики Калининградской области от 01.04.2015 ) (далее – Административный регламент).

Юридические лица и граждане в качестве экспертных организаций и экспертов к выполнению мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) при проведении проверок не привлекались.

Факты оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в их отношении мероприятий по государственному контролю (надзору) в отчетном периоде отсутствуют.

1) Составление ежегодного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, его направление в органы прокуратуры и доработки по итогам рассмотрения в органах прокуратуры (далее – ежегодный план проверок).

Подготовка ежегодного плана проверок Министерством проводилась в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 и Административным регламентом.

Проект ежегодного плана проверок Министерства после его формирования, в соответствии с действующего законодательством, письмом Министерства от 28.08.2015 № 8716/02, направлен в Прокуратуру Калининградской области для согласования.

 После согласования и утверждения ежегодный план проверок был размещения на официальном сайте Министерства в сети «Интернет».

2) Использование оснований для проведения внеплановых проверок.

Должностными лицами Министерства, уполномоченными на осуществление контрольно-надзорных мероприятий, проведено 7 внеплановых документарных проверок в рамках контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам ранее проведенных проверок. Согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок не осуществлялось в связи с отсутствием оснований для их согласования.

3) Разработка и издание приказов о проведении проверок, их содержание.

Подготовка приказов Министерства о проведении плановой проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных  предпринимателей осуществлялась на основании ежегодного плана проверок.

Должностные лица Министерства при подготовке приказов о проведении проверок использовали типовую форму приказа, утвержденную приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» связью (далее – Приказ 141). Копия подписанного и зарегистрированного приказа направлялась субъекту государственного контроля (надзора) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, факсимильной связью или электронной.

4) Выбор формы проверки (документарной или выездной проверки).

Выбор формы проверки (документарной или выездной) определялся в индивидуально в отношении каждого субъекта государственного контроля (надзора), исходя из требуемых мероприятий для достижения целей и задач проверки. Министерством было проведено 10 выездных плановых проверок, документарные плановые проверки не проводились. Документарные внеплановые проверки проводились в связи с  истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований.

5) Исчисление и соблюдение сроков проведения проверки.

Установленные Административным регламентом сроки проведения проверок соблюдены, приостановление и продление сроков проверок Министерством не осуществлялось.

6) Соблюдение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при организации и проведении проверки.

Обращений по фактам нарушений прав от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий должностными лицами, уполномоченными на проведение проверок, не поступало.

7) Оформление результатов проверки и принятие мер по ее результатам.

По результатам проверки должностными лицами Министерства составлялся акт по форме, установленной Приказом № 141. Акт проверки оформлялся непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых вручался руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под подпись об ознакомлении с актом и получении копии акта. При проведении Министерством проверок случаев отказов в ознакомлении с актами проверки не было.

8) Меры принятые по результатам осуществления государственного контроля (надзора).

В деятельности 7 работодателей (ООО "Балтийская угольная компания", ОАО "Электросварка", ООО "Литана", ООО "Санаторий Зеленоградск", ГАУЗ "Областная стомотологическая поликлиника Калининградской области", ООО "Кливер", ООО "Гидрострой") выявлены нарушения законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов, им выданы предписания об устранении выявленных нарушений, по результатам которых проведено 7 внеплановых документарных проверок в рамках контроля за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенных ранее проверок. Все  выявленные нарушения работодателями устранены.

 

2. Работа с заявлениями и обращениями граждан, организаций, должностных лиц государственных органов, содержащих сведения о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям.

Заявлений о нарушении обязательных требований, причинении вреда или угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, в Министерство  не поступало.

 

3. Привлечение юридических лиц, их должностных лиц, индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за административные правонарушения, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора).

Юридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели к административной ответственности при осуществлении государственного контроля (надзора) не привлекались, в связи со своевременным устранением выданных Министерством предписаний при приеме инвалидов на работу в пределах установленной квоты.

 

II. Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

 

1. Типичные нарушения обязательных требований, предъявляемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Анализ правонарушений, совершенных работодателями показал, что наиболее типичным нарушением является не предоставление информации в органы службы занятости: о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов; включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о заквотированных рабочих местах; о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

 

2. Организация профилактической работы в целях недопущения нарушений обязательных требований.

В целях предупреждения, пресечения и устранения нарушений работодателями законодательства в сфере квотирования рабочих мест для инвалидов были приняты следующие меры:

в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства в разделе проверки в рамках исполнения функции по контролю и надзору во вкладке «обязательные требования» размещен перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) в рамках государственной функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов;

в целях информирования работодателей о положениях законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов среди работодателей Калининградской области распространяются памятки работодателям о соблюдении законодательства в сфере квотирования;

в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Министерства размещена информация о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях.

По результатам анализа правоприменительной практики при осуществлении государственного контроля (надзора), Министерством подготовлено предложение о внесении изменений в Закон Калининградской области от 03.12.2014 № 364 «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов в Калининградской области» предусматривающие дополнение его нормой, которая устанавливает условие выполнения квоты.

Предложения просим направлять до 26 декабря 2017 года:
а) на бумажном носителе - в адрес Министерства: 236016б г.Калининград, ул.Клиническая, 63
а) в форме электронного документа на электронный адрес social@gov39.ru